ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2017года
КОРРЕКЦИОННАЯ И РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Психологическая игра для родителей детей с особенностями «Обычные семьи, необычные дети»

Семье, в которой растет ребенок с особенностями, необходима помощь психолога. С помощью игры «Обычные семьи, необычные дети» вы сможете провести диагностику семейной ситуации и личностных проблем участников. Проведите игру в группе родителей, чтобы преодолеть скованность и напряженность участников.

Светлана Сенатская, методист Городского психолого- педагогического центра ДОгМ, педагог-психолог, руководитель проекта «ИГРЫ ВСЕРЬЕЗ», город Москва
Элина Федотова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра ДОгМ, Москва

Игра «Обычные семьи, необычные дети» – модификация методики «Зогенция»1 австрийского психоаналитика Гюнтера Хорна. Предназначена для групповой и индивидуальной работы с родителями, сиблингами и другими членами семьи, в которой растет ребенок с особенностями. В статье – правила игры, рекомендации, как проводить психологическую игру в группе родителей, и детей с примерами из практики.

Как играть в психологическую игру

Игроки получают колоду карточек с высказываниями, которые они зачитывают по очереди вслух. Если участник согласен с утверждением, то оставляет карточку себе. Если не согласен – карточку может забрать другой игрок. Когда утверждение не подходит никому, игроки отправляют его в «мусорную корзину».

В колоде есть и пустые карточки, на которых участник может написать свое высказывание. Задача игрока: собрать как можно больше карточек. Когда игра заканчивается, каждый зачитывает свой набор высказываний.

Во время игры просите игроков аргументировать свои позиции. Управляйте игрой: перерабатывайте сильные эмоциональные реакции и снижайте их остроту, создавайте безопасное игровое пространство.

Какие высказывания писать на карточках

Для игры приготовьте колоду из 150 карточек с высказываниями, которые могут сказать родители особых детей, сами дети или люди, которые их окружают. Используйте фразы, которые связанны с ценностными и личностными ориентировками семей и находятся на разных стадиях принятия ситуации.

После того как родители впервые услышали диагноз своего ребенка, они находятся в состоянии растерянности, начинают искать виновного, испытывают чувства беспомощности, страха. Могут испытывать негативные чувства к ребенку, потому что он не такой, как все. Появляется болезненное чувство вины за рождение такого ребенка.

Примеры высказываний на карточках: «Я часто задаю себе вопрос “почему это случилось со мной?”», «Мне никто не говорил, что с ребенком нужно заниматься», «Я испытываю чувство вины», «Проблемы моего ребенка меня не волнуют. Он раздражает меня».

Члены семьи могут активно отрицать диагноз ребенка. Они ищут всевозможные подтверждения своей правоты.

Примеры высказываний на карточках: «Иногда проблемы, связанные со здоровьем ребенка, решаются сами собой», «Я не всегда доверяю рекомендациям специалистов», «Мой ребенок может гораздо больше, чем все думают».

Если родители печалятся по здоровому желанному ребенку, то они будут оставлять себе другие карточки. Время идет и постепенно происходит осознание своей ответственности за качество жизни больного ребенка. Начинаются поиски ответов на волнующие вопросы у специалистов.

Примеры высказываний на карточках: «Я часто думаю, что ничего не изменить, какой ребенок родился, таким и будет», «Помощь специалистов нужна не только моему ребенку, но и всей семье», «Когда я думаю о будущем моего ребенка, я надеюсь только на чудо».

Когда родители стараются принять ситуацию, они учатся жить с радостью. Члены семьи учитывают потребности и возможности больного ребенка и своих ограничений в связи с этим.

Примеры высказываний на карточках: «Я знаю, что я не один, и чувствую поддержку многих людей», «Мой ребенок удивляет всех окружающих жизнерадостностью», «Я принимаю, что люди по-разному относятся к особенностям моего ребенка».

В тех семьях, которые так и не достигают положения стабилизации, родители самоизолируются, отгораживаясь от близких друзей и знакомых. Часто родственники и знакомые, узнав о болезни ребенка, также испытывают психологический стресс. Они могут не только не инициировать, но и избегать встреч, отказывать в помощи. Причины избегания находятся в боязни собственных чувств и эмоций и в боязни чувств родителей данного ребенка.

Примеры высказываний на карточках: «Мой ребенок кроме меня никому не нужен», «Я не помню, когда в последний раз встречалась со своими родственниками».

Другие дети, если они есть в семье, оказываются лишенными внимания. Кроме того, часто родители из страха рождения вновь больного ребенка, накладывают внутренний запрет на репродуктивную функцию.

Пример высказывания на карточке: «В семье должен быть один ребенок».

Есть родители, которые рассчитывают только на чудесное исцеление ребенка. Они постоянно меняют специалистов, ищут медицинскую или психологическую помощь, иногда очень дорогостоящую, в различных учреждениях разных стран, прибегают к нетрадиционным методам лечения, при этом не удовлетворяют простых и ежедневных потребностей ребенка. Таким родителям свойственно постоянно перекладывать вину и ответственность на других.

Примеры высказываний на карточках: «Только экстрасенсы и народные целители смогут помочь моему ребенку», «Я считаю, что общество должно подстраиваться под нас, а не мы под него».

В чем польза игры для участников

Игроки осознают свои чувства и переживания и отреагируют, уменьшая эмоциональное напряжение. Они делятся непростыми мыслями, поднимают запретные темы. Если участники играют в группе, то они обнаруживают, что не одиноки, получают обратную связь от других – это помогает им адекватно воспринимать сложившуюся ситуацию.

В процессе игры родители и дети учатся оказывать и принимать поддержку. Участники отходят от рационального мышления, реконструируют травматическое событие, высказывают чувства и мысли, благодаря чему осознают и принимают ситуацию.

Родители могут отказаться от неудобной темы и отправить ее в «мусорку», но чтение высказываний вслух заставляет их задуматься. Например, на встрече группы поддержки играют родители детей с расстройствами аутистического спектра. Молодая мама мальчика 4 лет оставляет себе карточку: «Жизнь кажется мне несправедливой». Ее комментарий:

«Почему вот у меня так? Я хотела ребенка, я хотела его в 22 года так, как будто это был мой последний шанс. И тряслась над ним всю беременность, а потом все пошло не так…

Я знаю случаи, это мои знакомые, которые очень наплевательски относились к своей беременности, у них таких проблем нет, какие есть у меня. Мне вот это кажется несправедливым, почему у человека, который употреблял наркотики во время беременности, у меня есть такая знакомая, у нее родилась здоровая девочка. А я даже не курила. Мне вот это кажется несправедливым.

Хотя я понимаю, что если я глубже копну, то ко мне должен был прийти именно такой ребенок… А к ней не пришел такой ребенок, потому что она бы с ним не справилась».

В разговор включаются остальные родители. Они поддерживают молодую маму:

«А Вы эти испытания выдержите! Когда рождается такой ребенок, появляется сила, понимание. Это многим ни в 25, ни в 45, ни в 50 может не прийти. А здесь тебя одаривают прозрением, начинаешь понимать то, что раньше не было доступно».

Нередко в процессе игры родители принимают значимые для жизни решения. Например, мама ребенка с миодистрофией Дюшенна зачитывает карточку: «Я хочу еще иметь детей». Она прокомментировала высказывание:

«Я подумала, надо отказаться от карточки с таким высказыванием, даже если эта мысль твоя, но спрятана где-то глубоко от всех, даже от самой себя. Тем более близкие и врачи предупреждают о возможности повторения диагноза. Но я оставляю карточку и теперь знаю точно, у меня еще будут дети!»

Иногда родители не могут подобрать слова и выразить переживания. Когда они работают с карточками, то подбирают готовые фразы и делятся своим состоянием с участниками. Они находят поддержку в группе и удивляются, что многие родители думают так же.

Как проводить игру в группе родителей

Соберите в группу родителей детей с особенностями, например, детей с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, задержкой психического развития, ментальными нарушениями. Включите в группу не более семи человек. Вы можете пригласить на психологическую игру мам, пап, дедушек, бабушек и нянь детей с особенностями.

Играйте с родителями, которые находятся на разных стадиях принятия ситуации. Они могут спорить, но это принесет пользу: одни уйдут от иллюзий, другие найдут новые ресурсы для собственного развития и развития ребенка.

Для начала отведите на игру один час. В начале участники играют быстро, чтобы собрать больше карточек. Но потом они прислушиваются к мнению других на тему высказываний, и за один час может быть разыграно всего 10 карточек. Если участники захотят продолжить, выделите на игру еще время. Например, на психологическом интенсиве семей с детьми, которые имеют миодистрофию Дюшенна, родители играли более трех часов. «Пока не проиграем всю колоду, не уйдем!» – заявили они на первом часу игры.

Не проводите игру на первом занятии, если вы работаете с новой группой, в которую входят незнакомые люди. Дайте им возможность привыкнуть друг к другу и сблизиться – они воспримут пространство игры безопасно и будут откровенны.

В конце игры проведите обсуждение. Задайте участникам три вопроса: что в игре было самым ярким? что вызвало напряжение? что удивило? Примеры ответов на вопросы: «Я открываюсь и узнаю себя заново»; «Мы не роемся у себя в мозгу, мы предпочитаем рыться у кого-то там… А здесь возьмешь карточку и понимаешь, что мое. Потом думаешь, надо же, эта мысль действительно была у меня в голове!»; «В этой игре можно задуматься о тех вещах, о которых никогда не задумываешься в повседневной жизни».

Вы можете использовать игру в комплексной терапии, например, если проводите интенсив с родителями особых детей. Совместно с другими техниками она позволит в сжатые сроки в безопасной обстановке поговорить с родителями на волнующие темы и дать им необходимые рекомендации.

Включайте супругов в одну группу. В игре они могут осознать проблемы супружеских отношений и найти ответ на те вопросы, которые они боятся задать прямо.

Например, во время игры жена вытащила карточку «Я испытываю опасения, что супруг оставит семью из-за болезни ребенка». Надо было просто оставить себе карточку, или отдать желающему, или отправить в «мусорку», но пауза выбора затянулась. А рядом заплакал ее муж от боли, обиды и любви. Супруги впервые за долгое время смогли начать откровенный разговор о том, что их беспокоит в отношениях. Позже они впервые обратились за консультацией к психологу.

Как проводить игру с детьми

Используйте игру на индивидуальной консультации с ребенком с особенностями или здорового сиблинга, чтобы проработать темы отношения к себе, родителям, братьям, сестрам и друзьям. Помогите ребенку с помощью игры поделиться скрытыми переживаниями, чувствами гнева, вины, стыда.

Работайте с эмоциональными трудностями и поведенческими проблемами ребенка, который воспитывается в семье с братом или сестрой с нарушениями развития. В игре здоровый ребенок сможет понять состояние брата или сестры с особенностями и причины его поведения, поменять установку в его отношении.

Если вы играете в семейной группе, где присутствуют родители, ребенок с особенностями и его здоровые брат или сестра, то взрослые смогут осознать отношения между детьми. Например, играют мама и двое сыновей: 10-летний ребенок с синдромом Мартина-Белл и 15-летний здоровый подросток. В игре старший сын рассказал о страхе встречаться с девушкой из-за тревоги за здоровье будущих детей. Он выбрал карточки: «Я должен оправдать надежды родителей»; «Я буду заботиться о брате всю жизнь»; «Мне страшно думать о своей будущей семье».

Или другой пример: на консультации мама поняла причины резкой смены настроения младшего здорового ребенка. Он дрался со старшим братом, который имеет эмоциональные проблемы, а потом грустил и плакал. Она увидела, что чувствует сын и какие выводы делает, видя разное отношение взрослых к детям. Выбор карточек ребенка: «Я должен защищать брата/сестру»; «Я не такой, как все»; «Я иногда боюсь брата/сестру»; «Я спокойно могу объяснить другим людям про особенности брата/сестры».

Чтобы улучшить качество жизни нормально развивающегося ребенка, разберитесь в отношении к семье: ревности, потребности в родительском внимании, страхе, обиде и злости к сиблингу. Во время игры помогите отреагировать на чувства вины, несправедливости жизни, печаль, беспокойство.

Помогите здоровому ребенку избавиться от стыда за сиблинга с особенностями. Например, играют три девочки в возрасте от 13 до 16 лет, у которых есть братья с аутизмом. В начале и в конце терапии педагог-психолог провел диагностику с проективными методиками и опросниками.

Мысли о своем будущем и размышления о профессии, которую они хотят выбрать, девочки рассматривали в контексте семейных ситуаций. Они чувствовали, что не могут распоряжаться своей жизнью, как хотят, а должны остаться при братьях, чтобы присматривать и ухаживать за ними во взрослом возрасте. Из-за чувства долга перед семьями, они решили учиться на педагогов, врачей.

Педагог-психолог провел встречу девочек с родителями, чтобы они обменялись мыслями и получили от семей «разрешение» строить планы независимо от братьев и предложение участвовать в их жизни при необходимости. Он провел для родителей консультацию на тему профориентации девочек, чтобы их мечты были продиктованы собственными желаниями, а не желанием соответствовать ожиданиям родителей.


1 Модификация С.К. Сенатской и Э.Л. Федотовой. Игра отпечатана в серии «Социальные игры Гюнтера Хорна» при содействии Елизаветы Хелленгер. Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)