Все статьи номера
1
Январь 2018года
Психологическая коммуникация

Тренинг, с помощью которого вы сплотите учащихся начальной школы

Предлагаем тренинг для младших школьников «Дружба в классе нужна», который поможет вам сплотить школьный коллектив. Для учащихся первого класса больше объясняйте, четвероклассникам дайте время высказаться.

Анна Архипова, педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7», г. Кировск, Мурманская обл.
ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК
Участники: ученики 1-4-х классов.
Цель: сплотить школьный коллектив.
Задачи:
- создать благоприятный психологический климат;
- развить коммуникативные навыки;
- сформировать умения и навыки работы в команде, взаимопомощи и сотрудничества;
- сформировать понятие и ценность дружбы.
Примерное время: 45 минут

Подготовительное упражнение «Портрет одноклассника»

Подготовительное упражнение проводите с участниками за один день до тренинга. Разложите на парте листки с именами и фамилиями учащихся класса лицевой стороной вниз.

Педагог-психолог:

Сегодня я приготовила для вас необычное задание: вам нужно нарисовать портрет одноклассника. Сейчас каждый вытянет листочек, на котором написано имя одноклассника. Вам нужно будет его нарисовать. Мы с вами не будем показывать и рассказывать, кто кого рисовал, до завтрашнего дня. Нарисуйте портрет, как умеете, но обязательно старайтесь.

Когда дети закончат рисовать портреты, предложите на обратной стороне написать приятные пожелания однокласснику, которого нарисовали. Соберите работы и сохраните для тренинга.

Часть 1. Введение в занятие

Педагог-психолог:

Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам, чтобы поговорить о дружбе. И начать хочу с интересной сказки-притчи о цветных карандашах.

Прочитайте школьникам притчу и предложите ответить на вопросы.

Понравилась ли вам притча?
Чему можно научиться у нее?

Педагог-психолог:

Ваш класс тоже напоминает мне коробочку с карандашами. Каждый из вас не похож на других, но вместе вам под силу нарисовать разноцветную радугу, если работать дружно и слаженно. Мне хочется сделать вам символический подарок, чтобы вы всегда об этом помнили.

Предложите каждому ребенку выбрать карандаш из коробки в качестве подарка.

Разминка. «Треугольник, квадрат…»

Педагог-психолог:

Теперь немного отдохнем и разомнемся. Давайте встанем в круг. Возьмитесь за руки. В полной тишине, без слов, встаньте так, чтобы получился треугольник. Молодцы, теперь встаньте так, чтобы получился квадрат. А теперь, чтобы вышел ромб.

Попросите учеников ответить на вопросы.

Трудно вам было выполнять задания?
Что вызвало трудности?

Упражнение. «Займи позицию»

Педагог-психолог:

В противоположных сторонах класса висят два плаката. На одном написано: «Дружба в классе не нужна», на другом: «Дружба в классе нужна». Подумайте, с каким утверждением вы согласны, и встаньте рядом с этим плакатом.

Подсчитайте количество участников у каждого плаката и сделайте соответствующий вывод.

Часть 2. Что такое дружба

15 мин

Мозговой штурм. «Дружба — это…»

Педагог-психолог:

Предлагаю обсудить, что такое «дружба» и зачем она нам нужна. Я передам по кругу мяч. Тот, кто держит его в руках, говорит, а остальные внимательно его слушают.

Ученики отвечают по кругу. Проследите, чтобы все дети высказали свое мнение.

Упражнение. «Друзья»

Педагог-психолог:

Теперь давайте определимся, как могут поступать настоящие друзья. Я буду называть вам разные ситуации, которые могут возникнуть в школе на уроке или во время совместной игры. Если друзья так поступают, хлопните в ладоши, а если нет, тогда топните ногой. Итак, настоящий друг:

сломал твою игрушку и не сознался;
угостил конфетой;
сказал тебе неправду;
помял твою тетрадку;
дернул тебя за косичку;
толкнул тебя;
помог тебе убрать игрушки;
всегда главный в игре;
подставил тебе подножку;
помог подняться, если ты упал;
назвал тебя некрасивым словом;
терпеливо тебя выслушал.

Педагог-психолог:

Молодцы! Я поняла, что вы знаете, как ведут себя настоящие друзья! И это меня радует.

Упражнение. «Общий рисунок»

Педагог-психолог:

Давайте все вместе нарисуем рисунок на тему «Наш дружный класс». У вас есть семь минут, чтобы закончить картину.

Дайте детям лист ватмана и карандаши или фломастеры. Засеките семь минут. Когда дети закончат рисунок, попросите их ответить на вопросы.

Вам понравилось работать в команде?
Всем ли было удобно рисовать?
Какие чувства испытали?

Упражнение. «Колонна дружбы»

Педагог-психолог:

Все мы разные, и мнения у нас разные. Но для каждого из нас важны поддержка близких и добрые слова. Давайте проверим это. Встаньте парами и возьмитесь за руки. Поднимите руки, чтобы получился «ручеек». По очереди каждый будет проходить через наш «ручеек», а мы будем с двух сторон шептать ему на ушко что-то приятное.

Часть 3. Заключение

5 мин

Раздайте детям портреты одноклассников, которые они нарисовали на подготовительном занятии.

Педагог-психолог:

Ребята, чтобы у вас появились друзья, нужно уметь общаться. Общение — это целое искусство! Общаться надо учиться. Будьте внимательны к окружающим, не забывайте здороваться, не забывайте поздравлять людей с праздниками, помните дни рождения окружающих вас людей. И тогда вас тоже обязательно заметят, обязательно запомнят, будут дорожить вашим общением, будут ценить и уважать. И у каждого из вас будут настоящие, постоянные друзья, которые помогут вам в самых сложных жизненных ситуациях. И в заключение нашего занятия предлагаю вам подарить портрет вашего одноклассника с пожеланиями, которые мы рисовали вчера. Мы хорошо потрудились и сделали добрые дела, чем заслужили аплодисменты. Давайте дружно похлопаем друг другу!

Каждый ребенок дарит портрет тому однокласснику, которого он рисовал.

Педагог-психолог:

Спасибо вам за работу, за активность на занятии и ваше хорошее настроение. Мне очень понравилось заниматься с вами!

Сказка-притча о цветных карандашах


СКАЧАТЬ Тренинг

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)