Все статьи номера
1
Январь 2018года
Психологическая коммуникация

Программа психологической подготовки старшеклассников к ГИА

Оказать психологическую помощь учащимся при подготовке и сдаче государственной итоговой аттестации вы можете по программе «Всё в твоих руках!». В статье – тематический план программы и содержание пяти занятий. 

Юлия Кузнецова, педагог-психолог ГБУ «Центр помощи детям», г. Курган, Курганская обл.
Мария Мягкова, педагог-психолог ГБУ «Центр помощи детям», г. Курган, Курганская обл.

«Всё в твоих руках!» – ускоренная комплексная программа занятий по подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации (ГИА) с элементами психологического тренинга. В программе пять занятий (таблица).

Предлагаем содержание занятия «Психологическая готовность к ГИА», на котором проведите анкетирование старшеклассников, чтобы определить уровень их готовности к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Попросите учеников подискуссировать на тему «Возможности, которые предлагает нам жизнь».

Почему нужно психологически готовить детей к ГИА 

Подготовка к экзаменам и их сдача вызывают сильное эмоциональное напряжение. Старшеклассники переживают за результаты, которые напрямую влияют на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Учащиеся становятся тревожными и перестают видеть положительные результаты своего труда.

Какие результаты от программы ожидать

После прохождения программы у старшеклассников снизится уровень личностной и школьной тревожности, стабилизируется психоэмоциональное состояние. На занятиях учащиеся узнают о приемах активного запоминания и смогут применить их на практике.

Тематический план программы «Всё в твоих руках!»
Тема занятияСодержаниеКоличество часов
Психологическая готовность к ГИА1. Приветствие.
2. Основная часть. Упражнение «Ассоциации». Оценка готовности выпускников к ГИА. Дискуссия: «Возможности, которые предлагает нам жизнь». Упражнение «Молодец!».
3. Заключительная часть. Релаксация «Летний дождь»
1
Как подготовиться к ГИА1. Приветствие.
2. Основная часть. Упражнения: «По радио сказали». «Преодоление». Мини-лекция «Как готовиться к экзаменам».
3. Заключительная часть. Релаксация «Цветок в ладошках»
1
Поведение на экзамене1. Приветствие. Разминка «Считалка».
2. Основная часть. Мини-лекция «Как вести себя во время экзаменов». Мозговой штурм.
3. Заключительная часть. Релаксация «Безопасное место»
1
Память и приемы запоминания1. Приветствие.
2. Основная часть. Упражнение «Пустой стул». Мини-лекция «Память. Приемы организации запоминаемого материала». Упражнения на развитие памяти: «Двадцать слов», «Лица с именами и фамилиями» и «Логически связанный текст».
3. Заключительная часть. Психофизиологическая релаксация
1
Приемы волевой мобилизации1. Разминка.
2. Основная часть. Упражнения: «Часы», «Ассоциации», «Эксперимент». Мини-лекция «Экспресс-приемы волевой мобилизации». Упражнения: «Волевое дыхание», «Приятно вспомнить».
3. Заключительная часть. Релаксация «Полет к звезде». Упражнение «До встречи на экзамене!»
1,5
Всего5,5

Занятие «Психологическая готовность к ГИА»


Приветствие

Педагог-психолог:

ОГЭ и ЕГЭ – это такой же экзамен, но только в другой форме. На экзамене ситуация для всех учеников одинаковая, но каждый переживает ее по-своему. С чем это связано? С тем, как вы выучили материал и насколько уверены в своих силах. Иногда бывает так: вы хорошо выучили материал, а на экзамене возникает чувство, что все забыли. Для того чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.

К экзамену вам необходимо запомнить много материала, формул, графиков, правил. Очень важно понять, какой способ запоминания подходит каждому из вас, как можно помочь себе запомнить то, что обычно запоминается с трудом.

На занятиях мы будем психологически готовиться к экзаменам. Я предложу вам приемы борьбы с волнением, вы их опробуете и выберите те, которые подходят больше всего. Надеюсь, что знания, полученные в ходе занятий, помогут успешно пройти все испытания на выпускных экзаменах.

Познакомьте учеников с правилами работы в группе.


Упражнение «Ассоциации»

Попросите школьников по очереди придумать ассоциации к слову ОГЭ (ЕГЭ). Ответы запишите на доске или ватмане. Обсудите результаты с учениками. Подведите подростков к выводу, что у экзамена две стороны – позитивная и негативная. Если негативных ассоциаций больше, используйте фразы-уловки, например: «На результаты экзамена не влияет субъективное мнение учителя», «ОГЭ (ЕГЭ) – это возможность показать свой потенциал».

Оценка готовности выпускников к государственной итоговой аттестации

Педагог-психолог:

Каждый человек хоть раз в жизни испытывал чувство повышенной тревожности. Оно возникает в ситуации неопределенности. Вы ощущаете напряжение и беспокойство, предчувствуете «недоброе». Хотя тревога – негативное эмоциональное состояние, она мобилизует человека. В русском языке есть еще одно значение этого слова – призыв к битве. Организм реагирует на призыв: в кровь поступает адреналин. Увеличивается сила сердечных сокращений, повышается кровяное давление, человек дышит глубже. Такое состояние называют стрессовым.

Стресс призван помочь человеку в критической ситуации: схватке с равным по силе врагом или бегстве от сильного соперника. В состоянии стресса возможности человека возрастают. Например, мужчина спасается бегством от быка и перепрыгивает двенадцатиметровый ров, а женщина поднимает автомобиль, под которым оказались ее дети.

Перед сдачей экзаменов каждый испытывает волнение, потому что организм реагирует на стресс. Тревожность связана с темпераментом человека, его личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.

Раздайте ученикам бланки анкеты и предложите ответить на вопросы, чтобы оценить их психологическую готовность к ГИА. Для того чтобы ответить на вопросы, участникам необходимо определить степень личного согласия или несогласия с утверждениями. С помощью анкеты вы узнаете уровень осведомленности учащихся о процедуре проведения ГИА, степень их тревожности, наличие способности к самоорганизации в условиях проверки знаний.

Педагог-психолог:

Любую ситуацию можно воспринимать по-разному. «Победитель», «счастливчик» позитивно относится к жизни, он активен и уверен в себе. Такого человека мы называем оптимистом. Успех и удача способствуют положительному отношению, но и само оно создает условия, «приманивает» удачу и успех.

Не путайте позитивное отношение с ожиданием «подарков судьбы». В основе позитивного отношения – вера в себя, ощущение своих возможностей. Уинстон Черчилль сказал: «Пессимист видит трудности в каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности».

Дискуссия «Возможности, которые предлагает нам жизнь»

Прочитайте ученикам притчу об одиноком человеке. Предложите подискуссировать на тему возможностей, которые предоставляет нам жизнь. Выслушайте мнение подростков, подведите итоги.

Упражнение «Молодец!»

Педагог-психолог:

Разделитесь на две группы. Образуйте два круга: внутренний и внешний. Участники внешнего круга должны найти себе партнера из внутреннего и встать друг напротив друга. По моему сигналу по очереди называйте друг другу свои достижения. Тот, кто слушает, загибает пальцы и на каждую реплику партнера отвечает: «А это ты молодец! Раз. А это ты молодец! Два».

Мужественно утверждайте о себе только хорошее, даже если вы думаете о себе плохо. Если кто-нибудь почувствует смущение или неуверенность при выполнении этого упражнения, скажите про себя: «Я люблю себя, я уникален и неповторим!» Каждый раз, когда вы негативно оцениваете себя, вспомните о том, что вам еще нужно развиваться и развиваться. И это естественно, что вы пока не можете быть совершенными.

По моему сигналу внутренний круг остается на месте, а участники внешнего круга делают шаг влево и меняют партнеров. Игра продолжается.


Релаксация «Летний дождь»

Педагог-психолог:

Сядьте удобно и закройте глаза. Представьте, что вы стоите на опушке леса. Перед вами великолепный вид на лес, залитые солнцем луга. Воздух раскален от солнца и наэлектризован. Нет ни малейшего ветерка. Душно. Все замерло в ожидании дождя. Вы чувствуйте, как подул слабый ветерок. Вот он становится все сильнее и сильнее. Череда грозовых туч закрыла солнце. Почувствуйте порывы пронизывающего ветра. Ощутите, как ветер уносит все ненужное: беспокойство, разочарование, тревогу. Сроднитесь с ветром. Почувствуйте его силу и энергию. Теперь это ваша сила и энергия. Вот хлынул теплый летний ливень. Его прозрачные струи омывают вас, приносят с собой чистоту и ясность, наполняют вас новой жизнью, новыми идеями. Вы видите, как дождь стихает. Небо очищается, светит солнце, и чувствуете себя обновленными, бодрыми и уверенными. Запомните этот образ и возьмите с собой.

     

      Нажмите на картинку,
      чтобы увидеть ее
      в полном объеме

Правила работы
в группе
Анкета «Готовность к ГИА»Притча об одиноком человеке
СКАЧАТЬ
правила работы в группе

>>Вернуться в текст
СКАЧАТЬ
анкету «Готовность к ГИА»  ключ к анкете

>>Вернуться в текст
СКАЧАТЬ
притчу об одиноком человеке

>>Вернуться в текст

1 Внимание. Модификация анкеты М.Ю. Чибисовой «Готовность к ЕГЭ». >>Вернуться в текст

 
СКАЧАТЬ программу психологической подготовки к ГИА «Всё в твоих руках»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)