Все статьи номера
1
Январь 2018года
Коррекционная и развивающая работа

Как развивать интеллектуальные способности у подростков. Программа тренингов

Воспользуйтесь готовой программой, чтобы развивать у подростков интеллектуальные способности на тренинговых занятиях. Предлагаем тематический план программы и содержание 10 занятий.

Ирина Стрилец, педагог-психолог МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа № 16», Молдавия

Для кого проводить тренинговые занятия

Проведите диагностику интеллектуальных способностей учеников 7-х и 8-х классов. Используйте методики: «Краткий отборочный тест» (КОТ), школьный тест умственного развития (ШТУР) и «Интеллектуальная лабильность» в модификации С.Н. Костроминой.

Учащихся, которые испытывают трудности в решении интеллектуальных задач, включите в коррекционную группу с наполнением не более 15 человек. Комплектуйте группы на добровольной основе.

Какие задания выполняют учащиеся на занятиях

Учащиеся решают логически-поисковые задания, которые развивают память, внимание, воображение, мышление, стимулируют познавательный интерес. Подростки учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить предположения, проверять их и делать выводы. Графические задания развивают невербальный интеллект.

Тематический план программы

Тема

Содержание

Количество занятий

Интеллектуальные способности

1. Вводная часть. Приветствие.

2. Основная часть. Мини-лекция «Интеллектуальные способности». Упражнение «Партия в шахматы».

3. Рефлексия

1

Кроссворд

1. Вводная часть. Разминка «Котенок на ладони».

2. Основная часть. Упражнение «Кроссворд».

3. Рефлексия

1

Лингвистические способности

1. Вводная часть. Разминка.

2. Основная часть. Упражнения: «Рерайт текста», «Четыре слова».

3. Рефлексия

1

Логическое
мышление

1. Вводная часть. Разминка.

2. Основная часть. Упражнения «Следственное событие», «Ассоциации».

3. Рефлексия

1

Мыслительные действия

1. Вводная часть. Разминка.

2. Основная часть. Упражнение «Кто быстрее». Притча «Когда отдаешь знания».

3. Рефлексия

1

Логические последовательности

1. Вводная часть. Разминка.

2. Основная часть. Упражнения: «Последовательность», «Интеллектуальный потенциал»

3. Рефлексия

1

Логические связи

1. Вводная часть. Разминка.

2. Основная часть. Упражнения «Связанные слова» и «Логические задачи».

3. Рефлексия

1

Лабильность

1. Вводная часть. Разминка.

2. Основная часть. Упражнения «Интеллектуальная лабильность» и «Мыслительная деятельность».

3. Рефлексия

1

Творческое
мышление

1. Вводная часть. Разминка.

2. Основная часть. Упражнения «Вопросы с подвохом» и «Математическое познание».

3. Рефлексия

1

Анализ и синтез

1. Вводная часть. Разминка.

2. Основная часть. Упражнение «Загадки». Притча «Способы открыть сундук».

3. Рефлексия

1

Всего

10

10 тренинговых занятий программы «Интеллект»

1. Занятие «Интеллектуальные способности»

1. Вводная часть

Приветствие. Предложите подросткам вспомнить смешные ситуации и поприветствовать друг друга фразой: «Помнишь, как мы с тобой…» Каждому участнику дайте три минуты на рассказ.

2. Основная часть

Мини-лекция «Интеллектуальные способности». Расскажите об интеллекте. Спросите у подростков, как они понимают слово «интеллект». Объясните, как у человека измеряют интеллектуальный уровень. Обсудите, как интеллектуальность может помочь в жизни.

Упражнение «Партия в шахматы». Человек, который считает себя интеллигентом, должен уметь играть в шахматы. В этой игре развиваются интеллектуальные способности и улучшается мыслительная деятельность. Разбейте класс на пары. Расскажите подросткам правила игры и раздайте шахматные доски. Затем предложите сыграть партию.

3. Рефлексия

Попросите подростков рассказать, что их заинтересовало в занятии, что понравилось в упражнениях. Предложите по желанию высказать замечания и претензии.

2. Занятие «Кроссворд»

1. Вводная часть

Разминка «Котенок на ладони». Вытяните вперед руку. Представьте, что у вас на ладони сидит маленький котенок. Мысленно дайте ему пройти мягкими лапками к локтевому сгибу и на плечо, затем на спину. Дайте походить по спине. Разрешите спуститься по руке на пол.

2. Основная часть

Упражнение «Кроссворд». Раздайте ученикам любой небольшой кроссворд и попросите разгадать его на скорость. Проведите упражнение в парах или предложите подросткам работать индивидуально. Повесьте кроссворд на доску, чтобы заниматься сразу со всей группой.

3. Рефлексия

Обсудите с подростками упражнение. Спросите: «Какой вопрос был сложнее?»

3. Занятие «Лингвистические способности»

1. Вводная часть

Разминка. Включите спокойную музыку и предложите ученикам представить, как они дотрагиваются до облака, тумана, звезд, луны, лучей солнца, радуги.

2. Основная часть

Упражнение «Рерайт текста». Раздайте подросткам небольшой текст и предложите изменить его настолько, чтобы он не был похож на оригинал. Смысл текста должен остаться тем же.

Упражнение «Четыре слова».1 Называйте участникам по четыре слова и попросите составлять из них предложения. На каждый вариант слов дети по очереди придумывают новые предложения. Предложите составить мини-рассказ из этих предложений.

Пример. Подросткам предложили слова: медвежонок, дети, игрушка, лес. Рассказ, который составили участники: «Дети гуляли в лесу и потеряли плюшевого медвежонка. За ними шла медведица с медвежатами. Они нашли игрушку и стали с ней играть».

3. Рефлексия

Попросите подростков рассказать, что их заинтересовало в занятии, что понравилось в упражнениях. Предложите оценить тренинг.


1 Упражнение Н.В. Самоукиной в авторской модификации И.С. Стрилец. >> Вернуться в текст

4. Занятие «Логическое мышление»

1. Вводная часть

Разминка. Включите релаксационную музыку. Предложите подросткам нарисовать мелодию, которую они услышали.

2. Основная часть

Упражнение «Следственное событие».2 Попросите подростков записать ситуации, которые могут последовать за следующими событиями: война, перелом, землетрясение, салют, ливень, дружба, недоедание, эпидемия, деньги, обучение. Например, война – похороны, перелом – гипс или больница. Обсудите ответы.

Упражнение «Ассоциации».3 Назовите слово и попросите подростков подобрать к нему прилагательное или глагол. Например, используйте слова: ручка, разлука, трава, часы, лекарство, окно, режим, хлеб, урок, обувь, музыка, школа, клубника, закон, драма, искусство, чашка, волосы, снег, ложь, песня, огонь, картина, журавль, повесть, ландыш, расстояния, судьба, учитель, дом, поступок. Например, ручка – черная, разлука – долгая.

3. Рефлексия

Попросите подростков рассказать, что их заинтересовало в занятии, что понравилось в упражнениях. Предложите по желанию высказать замечания и претензии.


2 Упражнение И.Н. Агафоновой в авторской модификации И.С. Стрилец. >>Вернуться в текст
3 Упражнение М.К. Акимовой, В.Т. Козловой в авторской модификации И.С. Стрилец. >>Вернуться в текст

5. Занятие «Мыслительные действия»

1. Вводная часть

Разминка. Представьте, что у вас в правой руке лимон, а в левой – мандарин. Вам нужно сделать цитрусовое пюре для торта. Напрягите кисти рук и выдавите сок из цитрусовых. Теперь медленно расслабьте кулак.

2. Основная часть

Упражнение «Кто быстрее». Послушайте и выполните на листах задания. Ответит тот, кто первым справится.

Задание 1. Напишите согласные буквы своего имени и отчества, гласные буквы имени и фамилии. Когда закончите, поднимите руки.

Задание 2. Напишите растения, которые начинаются на согласные и гласные буквы, которые вы указали в первом задании.

Задание 3. На доске написан ряд цифр. Перепишите его и зачеркните цифры, которые делятся на 3 без остатка.

8 10 3 0 13 100 33 113 90 87 75 6

52 41 20 19 105 66 77 54 40 30 9 2

Задание 4. Перечислите драгоценные и полудрагоценные камни, названия которых начинаются с любой буквы слова «астронавт». Например, агат или сердолик.

Задание 5. Вычислите: 14: 2 + 1×10 – 40 + (3×3) + 12: 6 = …

Задание 6. На доске написан ряд букв. Каждая буква обозначает цифру, название которой начинается с этой буквы. Напишите внизу под каждой буквой цифру, которая в ней зашифрована.

Д Д0 С Ч В Ш1 ПД ВТ ТТ СП Н ПС

Ответ: 9 10 7 4 8 61 59 83 33 75 0 57

Притча «Когда отдаешь знания». Расскажите подросткам притчу. Обсудите ее.

3. Рефлексия

Попросите подростков ответить на вопросы: «Поменялось ли ваше настроение во время выполнения упражнения? Какое значение вы придаете этому переживанию? Что бы вы предприняли, чтобы изменить его?»

6. Занятие «Логические последовательности»

1. Вводная часть

Разминка. Представьте себе прикосновение пушистого свитера из ангорского меха к вашему телу. Вас окутывает теплый желто-оранжевый свет или светло-зеленый, голубой. Вы надеваете «ангорку» на себя. Повторите: «Мягкий и пушистый пух. Пушистый, пушистый свитер из ангоры». Ощутите прикосновение пуха к рукам, ногам, спине, животу. Вы чувствуете комфорт и уют.

2. Основная часть

Упражнение «Последовательность». Я назову вам слова. Подберите к ним понятия, чтобы получилась логическая последовательность.

Задания к упражнению: 15 часов 17 минут (ответ: 15 часов 18 минут), 2016 год (ответ: 2017 год), детский сад (ответ: школа), правонарушение (ответ: следствие), лето (ответ: осень), старость (ответ: смерть), 3 сантиметра (ответ: 3 сантиметра 1 миллиметр).

Упражнение «Интеллектуальный потенциал».4 Перед вами бланк к упражнению. В нем вы видите три заполненных столбца и один пустой. В каждой строке последовательность из трех рисунков. Продолжите последовательность и нарисуйте четвертое изображение в пустом квадрате.

3. Рефлексия

Попросите подростков ответить на вопросы: «На какое задание вы потратили больше времени? К какому выводу вы пришли?»


4 Тест интеллектуального потенциала П. Ржичан в авторской модификации И.С. Стрилец. >>Вернуться в текст

7. Занятие «Логические связи»

1. Вводная часть

Разминка. Раздайте подросткам любые предметы с гранями. Например, используйте грецкие орехи или карандаши. Предложите участникам покатать предметы в ладонях.

2. Основная часть

Упражнение «Связанные слова».5 Раздайте подросткам бланки. Попросите участников в своем бланке в каждой строке подчеркнуть два слова, которые связаны с основным выделенным словом.

Упражнение «Логические задачи». Предложите подросткам ответить на вопросы.

1. Если бы слонов спросили, что они думают о людях, чтобы они ответили? (ответ: ничего, слоны не умеют говорить).
2. В каком месяце 26 дней? (ответ: во всех).
3. Можно ли съесть орех, если вы не расколете скорлупу? (ответ: можно, если попросить кого-то расколоть орех).
4. Две матери и две дочки купили на рынке по одному арбузу. Когда посчитали ягоды, оказалось, что арбузов всего три. Как это может быть? (ответ: покупателями были бабушка, ее дочь и внучка).

3. Рефлексия

Участники отвечают на вопросы: «Какое задание вызвало сложность в отгадывании? Сложно ли было отвечать на вопросы?»


5 Тест интеллектуального потенциала П. Ржичан в авторской модификации И.С. Стрилец. >>Вернуться в текст

8. Занятие «Лабильность»

1. Вводная часть

Разминка. Сядьте удобно и закройте глаза. Давайте все вместе повторим: «Мой мозг обладает неисчерпаемыми знаниями. Я верю в оздоровление своего организма. Я повышаю умственные силы организма. Мое настроение и здоровье улучшаются. Я полон(а) сил. Я смогу решить все задачи».

2. Основная часть

Упражнение «Интеллектуальная лабильность».6 Раздайте подросткам бланки с 25 пронумерованными квадратами. Предложите ученикам заполнить квадраты ответами на задания.

Упражнение «Мыслительная деятельность».7 Послушайте логические утверждения. Определите, какие выводы правильные, а какие ошибочные. Отметьте верные и неверные ответы.

Утверждение 1. Все камни, найденные в Уральских горах драгоценные. Нефрит – камень. Следовательно, нефрит драгоценный камень.

Утверждение 2. Все африканцы чернокожие. У Карины черный цвет кожи. Следовательно, Карина живет в Африке.

Утверждение 3. Все сочинения Лермонтова нельзя прочитать за одни сутки. «Мцыри» – сочинение Лермонтова. Следовательно, «Мцыри» нельзя прочитать за одни сутки.

Утверждение 4. Водителей, которые нарушают правила дорожного движения, привлекают к административной ответственности. Света не нарушала правила дорожного движения. Следовательно, Свету не привлекали к административной ответственности.

Утверждение 5. Все ученики средней школы изучают литературу. Андрей изучает литературу. Следовательно, Андрей – ученик средней школы.

Утверждение 6. Некоторые школьники учатся дополнительно в музыкальной школе. Настя учится в музыкальной школе. Следовательно, Настя – ученица общеобразовательной школы.


6 Методика «Интеллектуальная лабильность» А.А. Реана в авторской модификации И.С. Стрилец. >>Вернуться в текст
7 Упражнение В.Л. Марищук в авторской модификации И.С. Стрилец. >>Вернуться в текст

9. Занятие «Творческое мышление»

1. Вводная часть

Разминка. Закройте глаза. Представьте себя на берегу Индийского океана. Дует легкий бриз. Вы собираете ракушки в песке. Затем вы медленно погружаетесь в теплый океан с маской ныряльщика. В прозрачной воде вы собираете в сетку морского ежа, медузу, морскую звезду, кораллы, раковины с жемчугом. Затем всплываете. Откройте глаза.

2. Основная часть

Упражнение «Вопросы с подвохом». Послушайте задания. Каждый из вопросов таит в себе подвох, попробуйте найти правильный ответ.

Задание 1. Лежат восемь орехов, пять вы забрали. Сколько орехов у вас осталось: восемь, четыре, три или пять? (ответ: пять).

Задание 2. Вы участвуете в музыкальном конкурсе и обошли человека, который был на втором месте. Какое место займете вы? Первое, второе, третье или четвертое? (ответ: второе).

Задание 3. Рыбак поймал 14 карасей. Все, кроме 10, сорвались с крючка. Сколько карасей поймал рыбак? (ответ: 10 карасей).

Задание 4. Сколько раз можно умножить семь на 83? Семь раз, 83, 52 или один? (ответ: один раз).

Задание 5. Представьте, что перед вами два отца, два сына, один дедушка и один внук. Сколько человек вы видите? (ответ: троих).

Упражнение «Математическое познание». Предложите подросткам решить задачи.

Задача 1. Черепаха за час проползает по дорожке 3 см, а потом возвращается назад на 2 см. Длина дорожки 10 см, на другом конце дорожки лежит вкусное яблоко. Сколько часов потребуется черепахе, чтобы его съесть? (ответ: 8 ч).

Задача 2. На необитаемом острове несколько собак, несколько дикарей и одноногий американец. У всех вместе 15 голов и 41 нога. Сколько на корабле собак? (ответ: 6 собак).

Решение: У американца одна голова и одна нога. Если его вычесть, остается 14 голов и 40 ног у собак и оставшихся людей. Обозначьте собак буквой x, людей – y и решите уравнение.

х + у = 14.

4х + 2у = 40.

Дважды вычтите из второго уравнения первое. Вы получите уравнение 2х = 12. Посчитайте значение х.

Задача 3. Женщина стрижет волосы налысо по десять раз на дню, но все равно ходит с длинными волосами. Как такое возможно? (ответ: она парикмахер).

Задача 4. Однажды за обедом парень бросил брелок от ключей в стакан, полный чая. Почему брелок остался сухим? (ответ: чай в стакане был в пакетах или растворимый, без кипятка).

Задача 5. Что получится, если сложить: начало пояса, конец начала, второе сентября, первую звезду, начало дивана. (ответ: поезд. Возьмите из каждого слова по одной букве).

3. Рефлексия

Обсудите с подростками, какое из заданий было самым сложным.

10. Занятие «Анализ и синтез»

1. Вводная часть

Разминка. Проведите разминку «Котенок на ладони». Инструкция к упражнению смотрите во втором занятии.

2. Основная часть

Упражнение «Загадки». Предложите подросткам разгадать загадки.

Загадка 1. Какую цифру надо поставить между восемью и девятью, чтобы результат оказался меньше девяти и больше восьми? (ответ: 0,5).

Загадка 2. Аборигены Австралии были хорошими охотниками, но они никогда не охотились на белок. Почему? (ответ: аборигены живут на другом материке – в Австралии, а белки водятся в Европе).

Загадка 3. К вам пришли гости, а в холодильнике – одна банка консервов, пакет молока, нарезка колбасы и две коробки конфет. Что вы откроете в первую очередь? (ответ: холодильник).

Загадка 4. Как разделить семь груш между семью людьми так, чтобы одна груша осталась лежать в коробке? (ответ: один из них должен взять коробку, не вынимая из нее грушу).

Загадка 5. Лошадь была привязана к 20-метровой веревке, а проскакала один километр. Как ей это удалось? (ответ: веревка не была ни к чему привязана).

Загадка 6. Как правильно говорить: «Не вижу зеленого хлеба» или «Не вижу зеленый хлеб»? (ответ: хлеб зеленым не бывает).

Загадка 7. Чем заканчиваются стул и стол? (ответ: буквой Л).

Загадка 8. Вы сидите на верблюде, впереди вас корабль, сзади дельфин. Где вы находитесь? (ответ: на карусели).

Загадка 9. Где есть горы, но нет снега и альпинистов, есть материки, но нет людей, есть моря, но нет рыб? (ответ: географическая карта).

Притча «Способы открыть сундук». Расскажите подросткам притчу.

3. Рефлексия

Спросите, сложно ли было отвечать на вопросы?

  1. Занятие «Интеллектуальные способности»
  2. Занятие «Кроссворд»
  3. Занятие «Лингвистические способности»
  4. Занятие «Логическое мышление»
  5. Занятие «Мыслительные действия»
  6. Занятие «Логические последовательности»
  7. Занятие «Логические связи»
  8. Занятие «Лабильность»
  9. Занятие «Творческое мышление»
  10. Занятие «Анализ и синтез»

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Бланк к упражнению «Связанные слова»Задания к упражнению «Интеллектуальная лабильность»Бланк с ответами к упражнению «Интеллектуальный потенциал»Ответы к упражнению «Интеллектуальная лабильность»
СКАЧАТЬ
бланк к упражнению




>>Вернуться в текст
СКАЧАТЬ
задания к упражнению



>>Вернуться в текст
СКАЧАТЬ
бланк с ответами




>>Вернуться в текст
СКАЧАТЬ
бланк к упражнению

ответы к упражнению

>>Вернуться в текст
Притча А. Лопатиной
«Когда отдаешь знания»
Притча А. Лопатиной
«Способы открыть сундук»
СКАЧАТЬ
притчу «Когда отдаешь знания»


>>Вернуться в текст
СКАЧАТЬ
притчу «Способы открыть сундук»


>>Вернуться в текст


СКАЧАТЬ содержание 10 тренингов программы «Интеллект»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)