Все статьи номера
1
Январь 2018года
Коррекционная и развивающая работа

Программа «Ораторское искусство», с помощью которой вы научите школьников выступать перед публикой

Предлагаем программу для подростков, с помощью которой вы сможете развивать у школьников навыки межличностного общения и публичных выступлений. В статье – тематический план программы и содержание шести занятий.

Елена Балабанова, педагог-психолог высшей квалификационной категории, эксперт журнала

Цикл психологических занятий по ораторскому искусству был создан благодаря запросу учащихся восьмого класса. Подростки объяснили, что им сложно наладить эффективную коммуникацию с одноклассниками и устно отвечать на уроках. Тревога и неуверенность в собственных силах мешают получать заслуженную оценку.

Результаты из опыта проведения программы

После занятий по программе у всех участников улучшились отметки на уроках и нормализовались отношения с одноклассниками. Подростки научились создавать презентации, подстраиваясь под особенности аудитории.

Содержание программы 

Программа «Ораторское искусство» состоит из шести занятий (таблица). Проводите занятия по 45 минут один раз в неделю для учащихся 5-9-х классов. Сформируйте из подростков группы по шесть человек. Предлагаем содержание первого занятия программы.

Техники и приемы, которые используются на занятиях: моделирование ситуаций, мозговой штурм, рефлексия опыта, групповая и парная работа, деловые и ролевые игры. Участники выполняют упражнения и участвуют в играх с элементами тренинговых технологий.

Тематический план программы «Ораторское искусство»

Тема занятия

Содержание

Материалы

Зачем мы здесь сегодня
собрались

1. Разминка. Упражнения: «Представление», «Рукопожатия».

2. Основная часть. Беседа «Ораторское искусство». Упражнения: «Докажи», «Вредные советы для ораторов».

3. Рефлексия

Бейджи, самоучитель
ораторского искусства, бланки с заданиями к упражнениям, бланк
оценки занятия

Слагаемые успеха: идея, презентация и знание
аудитории

1. Разминка. Упражнения: «Назови имя», «Я люблю, я не люблю».

2. Основная часть. Беседа «Идея, презентация и знание аудитории». Мини-лекция «Как подготовить речь для выступления». Упражнение «Моя реклама».

3. Рефлексия

Самоучитель ораторского искусства, видеокамера и проектор, бланк оценки занятия

Слагаемые успеха:
искусство речи

1. Разминка. Упражнения: «Читаем выразительно», «Я смогу».

2. Основная часть. Беседа «Слагаемые успеха: искусство речи».

3. Упражнения для развития звукопроизношения и дикции. Упражнения: «Ударение» и «Близко».

4. Рефлексия

Бланки с заданиями к упражнениям, самоучитель ораторского искусства. Материалы к упражнению, бланк оценки занятия

Слагаемые успеха: внешние и внутренние составляющие

1. Разминка. Упражнение «Споем, друзья!».

2. Основная часть. Беседа «Внешность, жесты и позы». Упражнения: «Угадай чувство/эмоцию», «Как держаться во время выступления».

3. Рефлексия

Самоучитель ораторского искусства, презентация, бланк оценки занятия

Актерское
мастерство

1. Игра «Море волнуется».

2. Основная часть. Упражнения: «Актерское мастерство», «Одежда оратора».

3. Рефлексия

Фотографии (домашнее задание занятия 1), бланк оценки занятия

Подведение итогов

1. Разминка. Упражнение «Скульптура».

2. Основная часть. Упражнения: «Выступление», «Собеседование».

3. Рефлексия

Бланк оценки занятия

Готовое занятие из программы «Ораторское искусство»

Подготовьте к занятию самоучитель по ораторскому искусству на каждого участника, исторические справки и вредные советы ораторам. Чтобы участники оценили занятие, распечатайте для них анкеты.


Упражнение «Представление»

Раздайте участникам бейджи.

Педагог-психолог:

Сегодня каждый сам выберет, как мы будем называть его на занятии. Запишите на бейдже новое имя и прикрепите к одежде. Теперь представьтесь тремя разными способами: меняйте мимику, движения, интонацию. Каждый по очереди представляется, а мы повторяем.

Понравилась ли вам игра?
Трудно было представиться группе?
Что вызвало затруднения?
Упражнение «Рукопожатия»

Педагог-психолог:

По моей команде начните ходить по классу. Я засеку 30 секунд. Задача каждого – пожать как можно больше рук за это время. Считайте, сколько рук вы пожали.

Попросите подростков ответить на вопросы.

Вы действовали активно или пожимали руки только тем, кто сам к вам подходил?
Как вы думаете, ваше поведение в упражнении связано с тем, насколько вы общительны?


Беседа «Ораторское искусство»


СКАЧАТЬ самоучитель по ораторскому искусству

Подготовьте для каждого участника самоучитель по ораторскому искусству – небольшую книжку с местами для записей.

Педагог-психолог:

Прежде чем заняться ораторским искусством, предлагаю заглянуть в историю. Ознакомьтесь с историческими справками, и решите, какие советы из них нужно записать на первую страницу самоучителя по ораторскому искусству.

Упражнение «Докажи»

Напишите на доске большими буквами слева «ДА», справа – «НЕТ».

Педагог-психолог:

Я буду задавать вопросы. Вы должны выбрать ответ на доске и встать рядом. Когда все займут места, обе группы в течении 30 секунд обсуждают аргументы за свой ответ. Аргументы от группы озвучивает один из участников.

Варианты вопросов
1. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
2. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
3. Согласны ли вы с пословицей «Один в поле не воин»?

Если подросток затрудняется с объяснением своего ответа, дайте ему две минуты, чтобы он мог подобрать аргументы за выбранный вариант. После упражнения задайте участникам вопросы.

Что заинтересовало вас в игре?
Вы открыли для себя что-то новое?

Упражнение «Вредные советы ораторам»

Зачитайте школьникам вредные советы ораторам. Обсудите, что выступающий не должен делать.


Рефлексия





Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее в полном размере

Раздайте подросткам бланки и предложите оценить занятие. Дайте домашнее задание: сфотографироваться дома в одежде, которую они бы надели на выступление. Фотографии понадобятся на пятом занятии.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ПЕРВОМУ ЗАНЯТИЮ

Исторические справки
для беседы «Ораторское искусство»
Вредные советы ораторамБланк оценки занятия
СКАЧАТЬ
исторические справки для беседы

>> Вернуться в текст
СКАЧАТЬ
вредные советы ораторам

>> Вернуться в текст
СКАЧАТЬ
бланк оценки занятия

>> Вернуться в текст


СКАЧАТЬ
содержание занятий 1–3 из программы
содержание занятий 4–6 из программы 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)