Все статьи номера
1
Январь 2018года
Регламент работы

Какие условия создать для учащихся с задержкой психического развития

В статье – рекомендации, которые помогут вам организовать обучение ребенка с задержкой психического развития в начальной школе. Расскажите педагогам о коррекционных приемах, которые рекомендуют использовать при обучении детей с ЗПР.

Адель Вильшанская, заместитель директора по содержанию инклюзивного образования ГБОУ «Школа “Марьино” им. маршала авиации А.Е. Голованова», к. п. н., Москва

Когда в начальную школу приходит ребенок с задержкой психического развития (ЗПР), вам нужно совместно с другими специалистами разработать адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), организовать комплексное сопровождение ребенка, провести консультации для родителей и педагогов. Сделать это нужно в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Разработать АООП начального общего образования

Учащиеся с ЗПР нуждаются в комплексном сопровождении образовательной деятельности, в организации обучения коррекционно-развивающей направленности с использованием специальных приемов, методов и средств. Таким детям необходимо обеспечить индивидуальный темп обучения и постоянно стимулировать познавательную активность. Образовательные потребности для ребенка с ЗПР закладывают в основу содержания АООП.

В зависимости от различия выраженности состояния при ЗПР для ребенка определяют дифференцированный маршрут обучения и строят индивидуальную траекторию развития. Для детей с ЗПР есть два варианта АООП начального общего образования: 7.1 и 7.2. Вариант АООП выбирают специалисты ПМПК. В таблице 1 – обобщенный вид характеристик учащихся с ЗПР при обучении по варианту 7.1 и 7.2. Индивидуальную образовательную траекторию в рамках выбранного варианта программы проектирует психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПк).

Таблица 1. Характеристики обучающихся с ОВЗ при обучении по вариантам АООП 7.1 и 7.2
ХарактеристикиВариант 7.1Вариант 7.2
Способность к обучениюНеустойчивая или незначительно сниженаНиже возрастной нормы
Познавательное развитиеПриближено к показателям возрастной нормыВыраженные дефициты развития познавательных процессов
Готовность к началу школьного обученияДостаточная готовность по большинству показателей психологической и педагогической готовности к обучениюНизкая готовность
Регулятивная сфераСлабость регулятивных функцийОтставание развития регулятивных функций
Адаптированность поведенияАдаптированное поведениеТрудности аффективной и поведенческой регуляции

Школа разрабатывает АООП самостоятельно в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и на основе примерной АООП. Реализуют АООП через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Внимание

Варианты программ определяет ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598

Обучение по варианту программы 7.1

По этому варианту учащийся с ЗПР получает образование, которое полностью соответствует по итоговым достижениям образованию учащихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки.

Обязательное условие: систематическая специальная и психолого-педагогическая поддержка учителей, родителей и самого обучающегося. Также обязательно комплексно сопровождать образовательную деятельность учащегося и проводить коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия.

Обучение по варианту программы 7.2

Учащийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант предусматривает пролонгированные сроки обучения – пять лет, за счет введения первого дополнительного класса.

Ребенку необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение. В коррекционно-развивающую область учебного плана нужно включить обязательные коррекционные курсы: «Ритмика» и «Коррекционно-развивающие занятия: логопедические и психокоррекционные».

Учебный план

Реализацию требований стандарта обеспечивает учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам. АООП начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Учебный план содержит предметные и коррекционно-развивающую области в зависимости от варианта АООП.

Обязательный элемент структуры учебного плана – «Коррекционно-развивающая область», которая реализуется через содержание коррекционных курсов. На коррекционно-развивающую область отводят не менее пяти из 10 часов в неделю, которые предназначены для реализаций направлений внеурочной деятельности в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоравительное, социальное, общекультурное. Она может включать индивидуальные и групповые занятия по профилактике и преодолению школьной неуспешности у детей с ЗПР.

Цель занятия – восполнить образовательные дефициты учеников; помочь им сформировать приемы учебных действий. Также на занятиях отрабатывают индивидуальные приемы формирования учебных навыков.

В некоторых случаях может понадобиться разработка индивидуального учебного плана (ИУП). Например, если ребенок испытывает трудности по одному предмету, то его не обязательно переводить на вариант 7.2. Такому учащемуся нужно разработать ИУП, который предусматривает индивидуальные сроки освоения учебной программы по предмету с персональным уровнем образовательного результата. В этом случае должна быть разработана Рабочая программа по предмету, которая будет учитывать и восполнять недостаточный образовательный результат. Также могут быть предусмотрены дополнительные часы внеурочной деятельности, которые включают курсы коррекционно-развивающей области.

В ИУП ребенка с ЗПР фиксируют общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки, название и структуру предметных областей. Также в ИУП необходимо распределить учебное время, которое отводится на освоение учебного предмета.

Организовать комплексное сопровождение

Важно

ИУП создают на основе учебного плана образовательной организации

Ребенку с ЗПР необходимо обеспечить комплексное сопровождение образовательного процесса. Систему комплексного сопровождения описывают в Программе коррекционной работы и обеспечивают через коррекционно-развивающие занятия, консультирование, отслеживание динамики развития ребенка специалистами и деятельностью ПМПк.

Специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (олигофренопедагог), при необходимости – социальный педагог. Каждый специалист реализует свой курс коррекционно-развивающей области в соответствии с направлениями, рекомендованными ПМПК (рисунок).

Модули коррекционного курса логопеда, психолога и дефектолога

Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство

Специалисты проводят занятия в рамках внеурочной деятельности в индивидуальной, подгрупповой, групповой или фронтальной форме. На коррекционно-развивающую область отводят не менее пяти часов в неделю.

Каждый специалист планирует режим и форму посещения ребенком занятий. Эту информацию он фиксирует в индивидуальном коррекционно-образовательном пространстве (таблица 2).

Таблица 2. Индивидуальное коррекционно-образовательное пространство
СпециалистДни недели
ПонедельникВторникСредаЧетвергПятница
Педагог-психологГрупповое 16:00–16:35 Индивидуальное 13:20–13:50  
Учитель- логопед Подгрупповое 15:20–15:55 Индивидуальное 16:40–17:05Подгрупповое 15:20–15:55
Учитель- дефектологПодгрупповая работа
13:10–13:50
  Индивидуальное 14:40–15:05Подгрупповая работа 13:10–13:30
Классный руководитель Подгрупповое 12:15–12:50 Внеурочная деятельность по преодолению неуспешностиПодгрупповое 15:00–15:35 Внеурочная деятельность по преодолению неуспешности  

Какие условия создать для ребенка в школе, определяют в ходе анализа документации, заключения ПМПК, индивидуальной программы развития и абилитации, результатов комплексной диагностики. Специалисты составляют индивидуальный образовательный маршрут ребенка, который включает описание дефицитов развития, постановку задач специалиста на текущий учебный год с указанием коррекционно-развивающего курса или его модулей.

В процессе динамического наблюдения за ситуацией развития и обучения ребенка специалисты ПМПк углубленно изучают информацию о ребенке, чтобы провести анализ результативности коррекционной работы, внести корректировки в ее содержание. На заседаниях ПМПк проводят экспертную оценку результативности Программы коррекционной работы, уровня освоения коррекционно-развивающей области и сформированности жизненных компетенций.

Индивидуальный профиль учащегося с ЗПР

Важно

Индивидуальную траекторию развития и обучения ребенка определяют на заседаниях ПМПк

Специалисты сопровождения составляют оценочный профиль ученика по разным характеристикам его развития, который позволяет отследить динамику и эффективность реализуемых коррекционно-образовательных мероприятий и всего образовательного маршрута. Экспертной оценке подлежат личностные и метапредметные результаты учащегося.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося в овладении социальными компетенциями, которые составляют основу этих результатов. В данном случае применяется метод экспертной оценки: процедура оценки результатов на основе мнений группы специалистов. Результаты оценки фиксируют в индивидуальном профиле (таблица 3).

Результаты анализа представляют по каждому из параметров по четырехуровневой шкале: 1 – максимальный уровень; 4 – минимальный. В индивидуальном профиле можно фиксировать и общие результаты продвижения ребенка, которые выражают в баллах: 0 – нет продвижения; 1 – минимальное продвижение; 2 – среднее продвижение; 3 – значительное продвижение.

Показатели в индивидуальном профиле – основа для планирования содержания коррекционной работы. Показатели позволяют максимально учитывать индивидуальные особенности школьника, соотносить его учебные достижения с уровнем развития познавательной сферы и метапредметными результатами.

Консультировать родителей и педагогов

Специалистам сопровождения необходимо консультировать педагогов, чтобы помочь им определить индивидуальный подход к обучению и выбрать стратегию взаимодействия с ребенком. Учителям нужно рассказать об особенностях психофизического развития ребенка, обозначить индивидуальные требования к поведению ребенка и его учебной деятельности с учетом уровня развития регулятивной сферы. Предложите им коррекционные приемы, которые они могут использовать при обучении детей с ЗПР.

Консультировать родителей нужно после обследования ребенка или по итогам анализа образовательной ситуации учащегося на ПМПк. Консультацию может провести специалист, который ведет ребенка, или группа специалистов. На консультации разъясняют трудности ребенка и их причины, рекомендуют совместные действия школы и семьи по их преодолению.

Важно, в каком стиле вы ведете беседу с родителем, как эмоционально поддерживаете, демонстрируете намерения школы оказать помощь ребенку и семье. Все сведения излагайте на доступном для родителя уровне. Используйте памятки, схематические изображения.

Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее в полном объеме

Какие коррекционные приемы использовать
при обучении детей с ЗПР

СКАЧАТЬ
коррекционные приемы

>> Вернуться в текст

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените эту статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы
(сервис доступен на сайте e.psihologsh.ru)