ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2016года
РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ

Должностная инструкция педагога-психолога на основе Профессионального стандарта

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (далее — Профессиональный стандарт), утвержденный приказом Минтруда России от 24.07.2015 № 514н, будет применяться с 01.01.2017 г. Но уже сейчас его положения должны учитываться при составлении должностной инструкции, а педагог-психолог — знать, какие требования предъявляются к его профессиональной деятельности.

С.В. Чернов, юрист-эксперт Справочной Системы «Образование»

Летом 2016 г. Трудовой кодекс РФ дополнит положение, в соответствии с которым применение профессиональных стандартов в некоторых случаях станет обязательным. Для должности педагога-психолога (как педагогического работника) обязательность применения Профессионального стандарта в части требований к квалификации предусмотрена ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (педагог в сфере образования)» в части требований к квалификации работника необходимо будет безусловно применять с 01.01.2017.

Однако использование профессиональных стандартов не ограничивается их применением только в указанной части. Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, предусмотрено применение профессиональных стандартов при разработке должностных инструкций (п. 25 Правил).

В представленных далее разделах «Общие положения» и «Должностные обязанности» учтены все предусмотренные Профессиональным стандартом трудовые функции (приложение).

При этом целесообразно включить в должностную инструкцию педагога-психолога конкретной образовательной организации только те трудовые функции (трудовые действия, знания и умения), которые свойственны именно этой образовательной организации с учетом особенностей ее деятельности.

Содержание разделов «Права» и «Ответственность» должностной инструкции в материале не приводится. Эта часть формируется образовательными организациями самостоятельно, с учетом специфики деятельности.

Приложение

Должностная инструкция педагога-психолога (школа)

I. Общие положения

1. Должность педагога-психолога относится к категории педагогических работников.

2. Педагог-психолог назначается и освобождается от должности руководителем образовательной организации (далее — ОО, работодатель).

3. На должность педагога-психолога может быть назначено лицо, имеющее высшее образование по профильным направлениям.

4. На должность педагога-психолога не может быть назначено лицо, которому в соответствии с действующим законодательством установлен запрет на занятие педагогической деятельностью.

5. Педагог-психолог допускается к работе при условии прохождения в порядке, предусмотренном законодательством, необходимых медицинских осмотров (обязательных предварительных [при поступлении на работу] и периодических).

6. Педагог-психолог должен знать:

6.1. Методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии.

6.2. Методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования.

6.3. Теорию и методы организации психологического исследования.

6.4. Методы статистического анализа данных психологического исследования.

6.5. Методы верификации результатов исследования.

6.6. Методы интерпретации и представления результатов исследования.

6.7. Методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики.

6.8. Методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ.

6.9. Профессиональную этику.

6.10. Историю и теорию проектирования образовательных систем.

6.11. Теорию и методы педагогической психологии, историю и теорию организации образовательного процесса.

6.12. Методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса.

6.13. Процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования.

6.14. Психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды.

6.15. Теорию, методологию психологического консультирования, классификацию методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.

6.16. Современные теории и методы консультирования.

6.17. Этические нормы организации и проведения консультативной работы.

6.18. Приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами и особенностями их развития, индивидуальной деятельности лиц (обучающихся) (в том числе с ограниченными возможностями здоровья).

6.19. Содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

6.20. Современные теории, направления, техники и приемы коррекционно-развивающей работы, психологической помощи.

6.21. Формы и признаки отклоняющегося поведения у подростков, способы и методы коррекции этих форм поведения.

6.22. Закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы.

6.23. Методы и приемы индивидуальной психокоррекции.

6.24. Приемы и способы повышения личностной активности в процессе психокоррекции.

6.25. Способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы.

6.26. Теорию, методологию психодиагностики, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования.

6.27. Методы сбора, обработки (в том числе первичной) информации, результатов психологических наблюдений и диагностики.

6.28. Методы и приемы наблюдения за психическим и физическим развитием обучающихся.

6.29. Методы математической обработки результатов психологической диагностики.

6.30. Способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования.

6.31. Методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами).

6.32. Закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

6.33. Психологию личности и социальную психологию малых групп.

6.34. Задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся, особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

6.35. Формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся, особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

6.36. Основы педагогики, формы и способы обучения взрослых субъектов (участников) образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся (в том числе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, несовершеннолетними обучающимися, признанными в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо которые являются потерпевшими или свидетелями преступления).

6.37. Закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций.

6.38. Признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи.

6.39. Современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологии и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды.

6.40. Теории и методы предотвращения профессионального выгорания специалистов, причины возникновения, типичные случаи возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива.

6.41. Основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе.

6.42. Превентивные методы работы с обучающимися группы риска (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии).

6.43. Способы адаптации обучающихся к условиям образовательных организаций различных типов.

6.44. Методы коррекции социально-психологического климата, урегулирования конфликтов.

6.45. Теории профессиональной и социально-психологической адаптации, методы и способы обеспечения их эффективности.

6.46. Международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей.

6.47. Трудовое законодательство РФ, законодательство РФ в сфере образования и прав ребенка.

6.48. Нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности.

6.49. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

7. Педагог-психолог должен уметь:

7.1. Использовать качественные и количественные методы психологического обследования.

7.2. Обрабатывать и интерпретировать результаты обследований.

7.3. Анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся.

7.4. Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ.

7.5. Проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

7.6. Разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся.

7.7. Использовать приемы преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий.

7.8. Разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями.

7.9. Использовать приемы работы с педагогами по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися, обучающихся между собой, их общения в образовательной организации и в семье.

7.10. Применять приемы повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов и администрации образовательной организации.

7.11. Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

7.12. Искать пути совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом.

7.13. Разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления.

7.14. Оценивать с помощью психологических методов параметры образовательных технологий и образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности.

7.15. Применять способы оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности.

7.16. Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

7.17. Контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций.

7.18. Разрабатывать коррекционно-развивающие программы.

7.19. Применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием обучающихся.

7.20. Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися.

7.21. Оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями.

7.22. Подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования и возможностям конкретного обучающегося.

7.23. Планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов (в том числе первичную).

7.24. Проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации обучающихся к новым образовательным условиям.

7.25. Выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической (психолого-педагогической) помощи.

7.26. Проводить социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, социально-психологического климата в коллективе.

7.27. Диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания обучающихся (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления) и совместно с педагогом разрабатывать способы их коррекции.

7.28. Проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления;

7.29. Проводить диагностику одаренности, структуры способностей.

7.30. Составлять психологические заключения и портреты личности обучающихся.

7.31. Осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления).

7.32. Разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся (в том числе с лицами с ограниченными возможностями здоровья, детьми и обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетними обучающимися, признанными в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления).

7.33. Применять психолого-педагогические методы для просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры.

7.34. Преподавать, вести дискуссии, представлять презентации.

7.35. Планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся (в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации, лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации).

7.36. Разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе.

7.37. Разрабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи обучающимся (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды.

7.38. Проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде.

7.39. Информировать субъектов образовательного процесса о факторах, препятствующих развитию личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

7.40. Создавать и поддерживать в образовательной организации психологические условия обучения и воспитания, необходимые для нормального психического развития и формирования личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, на каждом возрастном этапе.

7.41. Создавать благоприятный психологический климат в образовательной организации.

7.42. Разрабатывать рекомендации по созданию и поддержанию благоприятных условий развития на переходных и кризисных этапах жизни обучающихся.

7.43. Эффективно взаимодействовать с педагогами и другими специалистами образовательной организации по вопросам развития обучающихся в ведущей для возраста деятельности.

7.44. Применять современные методы психологического консультирования в соответствии с задачами консультирования и особенностями клиентов.

7.45. Консультировать администрацию образовательных организаций, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

7.46. Проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

7.47. Разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальные программы для построения индивидуального образовательного маршрута для лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

7.48. Использовать приемы для формирования личности как сознательного субъекта поведения и социального действия.

7.49. Оценивать отклонения от нормального хода психического развития обучающихся на различных уровнях образования в образовательных организациях.

7.50. Применять методы психологической коррекции психических свойств личности (в зависимости от возраста, пола, особых образовательных потребностей).

7.51. Реализовывать меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии обучающихся с учетом индивидуальных особенностей.

7.52. Выявлять психологические причины и способствовать устранению нарушений межличностных отношений обучающихся с учителями, сверстниками, родителями (законными представителями).

II. Должностные обязанности

Педагог-психолог обязан:

1. Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного про- цесса.

2. Оказывать психолого-педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления.

3. Формировать и реализовывать планы развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

4. Разрабатывать программы развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, коррекционные программы.

5. Разрабатывать психологические рекомендации по составлению и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся.

6. Разрабатывать совместно с педагогом индивидуальные учебные планы обучающихся с учетом их психологических особенностей.

7. Разрабатывать и реализовывать мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов.

8. Проводить психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности.

9. Проводить психологическую экспертизу программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды.

10. Консультировать педагогов при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся.

11. Оказывать психологическую поддержку педагогам в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса.

12. Консультировать обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам.

13. Консультировать администрацию, педагогов и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

14. Консультировать педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

15. Консультировать родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развитию, профессиональному самоопределению и другим вопросам.

16. Консультировать администрацию образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся.

17. Разрабатывать и реализовывать планы проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении.

18. Организовывать и осуществлять совместно с педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию выявленных в психическом развитии обучающихся недостатков, отклонений в психическом развитии, нарушений социализации и адаптации.

19. Разрабатывать и реализовывать планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся.

20. Проектировать в сотрудничестве с педагогами индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся.

21. Проводить психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы.

22. Проводить скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определения лиц (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления), нуждающихся в психологической помощи.

23. Составлять психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления).

24. Определять степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии обучающихся (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления), участвовать в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов.

25. Изучать интересы, склонности, способности обучающихся (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления), предпосылки одаренности.

26. Осуществлять с целью оказания помощи в профориентации комплекс диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей обучающихся (в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня.

27. Знакомить педагогов и администрацию образовательной организации с современными исследованиями в области психологии младшего школьного, подросткового, юношеского возраста.

28. Информировать субъекты образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности.

29. Знакомить педагогов и администрацию образовательной организации и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (в рамках консультирования, педагогических советов).

30. Знакомить педагогов и администрацию образовательной организации с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации (в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления).

31. Проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка.

32. Информировать о факторах, препятствующих развитию личности обучающихся, о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи.

33. Выявлять условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающегося.

34. Разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер.

35. Планировать и реализовывать совместно с педагогом превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.

36. Разъяснять субъектам образовательного процесса необходимость применения здоровьесберегающих технологий, оценивать результаты их применения.

37. Разрабатывать рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию), в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

38. Разрабатывать рекомендации для педагогов по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.

39. Проводить просветительскую работу с родителями (законными представителями) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

40. Оказывать помощь в формировании психологической культуры субъектов образовательного процесса.

41. Оказывать помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

42. Выявлять условия, затрудняющие становление и развитие личности лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

43. Проводить профилактическую работу с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

44. Разрабатывать предложения по внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий, формированию здорового образа жизни.

45. Консультировать педагогов и других работников образовательной организации по проблемам взаимоотношений с обучающимися и другим профессиональным вопросам.

46. Консультировать педагогов по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

47. Консультировать родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также находящимися в трудных жизненных ситуациях, по вопросам их профессионального самоопределения.

48. Формировать совместно с иными педагогами образовательную среду, удовлетворяющую интересы и потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

49. Разрабатывать и реализовывать программы психологической коррекции поведения и нарушений в развитии обучающихся в образовательной организации.

50. Проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися в соответствии с категорией детей с ограниченными возможностями здоровья.

51. Разрабатывать и проводить профилактические, диагностические, развивающие мероприятия.

52. Разрабатывать и реализовывать программы профилактики и коррекции девиаций и асоциального поведения обучающихся.

53. Оформлять и вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

III. Права

IV. Ответственность