ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2016года
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Исследование уровня временнóй компетентности и лояльности у педагогов

Для исследования лояльности и временнóй компетентности педагогов используют диагностический инструментарий. Самый эффективный — «Методика измерения лояльности» С.С. Баранской, тест «Смысложизненные ориентации» Дж. Крамбо, Л. Махолика в адаптации Д.А. Леонтьева.

Т.В. Мишнёва, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида “Ромашка”», психолог, пос. Унъюган, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Понятия временнóй компетентности и лояльности работника

В новом веке технологий человек рассматривается как главный ресурс организации, фактор конкурентоспособности, к которому применяется широкий спектр требований. Способность организовать свое время и время других людей — необходимое условие эффективной работы и социальной активности, психологического здоровья и комфорта работника. Другими словами, работник должен обладать временнóй компетентностью.

Временнáя компетентность, являясь составляющей коммуникативной компетентности, означает адекватность временных восприятий (чувство времени) и навыки планирования времени, способность рационально перераспределять временные приоритеты и лимиты межличностного общения, не пренебрегать временем другого в межличностных отношениях, соблюдать принципы и правила временнóго менеджмента, тайм-менеджмента, включая умение делегировать полномочия в социальных коммуникациях.

Труд педагога — динамичный, это проявляется в разнообразии действий, совершаемых им во время занятий, уроков, наличии незапланированных внештатных ситуаций, связанных с процессом взаимодействия с обучающимися. Качество работы обеспечивается при условии продуктивного использования каждой минуты, ориентации во времени, наличия умения работать в нескольких временных режимах.

Другой важнейшей составляющей конкурентоспособности и успешности организации является лояльность работника.

Под лояльностью чаще всего понимается такая позиция, при которой работник осознает цели организации как свои собственные; предпринимает «личные усилия», вносит свой вклад в достижение этих целей; эмоционально привязан к организации и желает оставаться ее работником.

Выделяются следующие виды лояльности (по С.С. Баранской):

  • Организационная лояльность — принятие, подчинение и разделение работниками норм и правил организации, отсутствие саботажа и проявлений нелояльного поведения, интерес и озабоченность состоянием дел организации и проч.
  • Профессиональная лояльность — приверженность сфере занятости, профессионализм, идентификация работника со своей профессиональной деятельностью, вовлеченность в нее, стремление к профессиональному самосовершенствованию, мастерству.
  • Лояльность труду — восприятие трудовой деятельности, активности в целом как центрального понятия в жизни, имеющего особую ценность для работника, мотивация к труду, вовлеченность в трудовую деятельность, трудолюбие.

Укрепление лояльности и развитие временнóй компетентности у работников — действенный механизм повышения эффективности организации. Исследование уровня их проявления у педагогов может стать основой для разработки программ и тренингов профессиональной компетентности, личностного развития.

Для проведения подобного исследования используются следующие методики:

  • опросник «Диагностика особенностей самоорганизации — 39 (ДОС-39)» А.Д. Ишкова;
  • опросник «Временнáя компетентность личности» О.В. Кузьминой;
  • методика «Диагностика личностных дезорганизаторов времени» О.В. Кузьминой;
  • «Методика измерения лояльности» С.С. Баранской;
  • тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика, в адаптации Д.А. Леонтьева.

Рассмотрим последние две методики более подробно.

«Методика измерения лояльности» (С.С. Баранская)

Цель методики — измерение организационной и профессиональной лояльности, лояльности труду.

Методика представляет собой опросник, состоящий из двух частей по 25 утверждений, которые относятся к трем типам лояльности: организационной, профессиональной и лояльности труду. В первой части предлагается оценить данные утверждения по 5-балльной шкале с точки зрения отношения работника к организации, в которой он работает: 1 — «абсолютно не согласен», 5 — «полностью согласен». Во второй части эти же утверждения оцениваются работником по отношению к организации, в которой он хотел бы работать.

С целью повышения достоверности ответов и снижения процента социально одобряемых ответов утверждения опросника составлены от третьего лица.

Шкала «Организационная лояльность», в ней три подшкалы:

  • «Гордость за организацию»: утверждения № 1, 4, 9, 12, 21;
  • «Вовлеченность в дела организации»: утверждения № 8, 11, 16, 19, 20;
  • «Нелояльное поведение»: утверждения № 2, 6, 14, 18, 22.

Шкала «Профессиональная лояльность»: утверждения № 3, 7, 15, 23, 25.

Шкала «Лояльность труду»: утверждения № 5, 10, 13, 17, 24.

Бланк опросника лояльности
Отношение к организации, в которой Вы работаетеУтвержденияОтношение к организации, в которой Вы хотели бы работать
123451. Работники уверены, что работают в великолепной организации12345
     2. С таким же успехом любой из работников работал бы и в другой организации     
     3. Работники организации стремятся совершенствовать свои профессиональные навыки     
     4. Превосходство организации над другими очевидно для работников     
     5. Самые важные вещи, которые случаются в жизни работников, включают работу     
     6. Любой из работников легко оставит работу в организации при наличии более выгодного предложения     
     7. Одна из важнейших целей работы работников в организации — стать профессионалом     
     8. Сотрудники готовы взять на себя дополнительную нагрузку, если это необходимо организации     
     9. Репутация организации в глазах работников безупречна     
     10. Работа — то, чем работник должен заниматься большую часть времени     
     11. Работники чувствуют личную ответственность за все успехи и неудачи организации     
     12. Качество работы организации является предметом гордости ее работников     
     13. Счастье в жизни работников приходит главным образом с работой     
     14. Сложности с поиском нового рабочего места — единственное, что удерживает работников в этой организации     
     15. Работники предпочитают работать исключительно в своей профессиональной области     
     16. Проблемы организации воспринимаются работниками как их личные проблемы     
     17. Работники считают труд центральной вещью в своей жизни     
     18. Многие работники считают, что эта компания не заслуживает преданности     
     19. Работники активно помогают организации в разрешении ее проблем     
     20. Работники стремятся работать с полной самоотдачей     
     21. Работники с гордостью заявляют другим, что являются частью своей организации     
     22. У работников компании нет ощущения каких-либо обязательств перед организацией     
     23. Работники испытывают удовольствие от работы по своей профессии     
     24. Жизнь работников наиболее ценна, когда они поглощены работой     
     25. Главное в работе — возможность использовать свои профессиональные навыки     

Ключ:

  • утверждения № 2, 6, 14, 18, 22 (шкала «Нелояльное поведение») представлены в виде инверсий; баллы по данным утверждениям засчитываются с обратным ключом;
  • общий показатель шкалы «Организационная лояльность» равен сумме баллов подшкал «Гордость за организацию» (1, 4, 9, 12, 21), «Вовлеченность в дела организации» (8, 11, 16, 19, 20), «Нелояльное поведение» (2, 6, 14, 18, 32);
  • общий показатель шкалы «Профессиональная лояльность» равен сумме баллов 3, 7, 15, 23, 25-го утверждений, умноженной на три;
  • общий показатель шкалы «Лояльность труду» равен сумме баллов 5, 10, 13, 17, 24-го утверждений, умноженной на три.

Нормы показателей

1. Подшкала «Гордость за организацию»: меньше 16 — низкий уровень; 16–20 — средний; больше 20 — высокий.

Низкий показатель свидетельствует о безразличном или же негативном отношении работника к своей организации, ее репутации. Он не превозносит свою организацию при сравнении ее с другими и не испытывает чувства гордости, когда говорит или слышит что-либо о ней.

Высокий показатель говорит о том, что работник считает свою организацию одной из лучших, чувствует ее превосходство над другими и гордится своей причастностью к ней.

2. Подшкала «Вовлеченность в дела организации»: меньше 15 — низкий уровень; 15–19 — средний; больше 19 — высокий.

Низкий показатель свидетельствует о том, что работник не чувствует себя частью организации: он далек от дел и не стремится разделять проблемы и потребности организации, нести ответственность за ее успехи или же неудачи, прикладывать собственные усилия для ее развития.

Высокий показатель уровня вовлеченности в дела организации говорит о том, что работнику небезразличны потребности, планы и проблемы организации. Он стремится участвовать в жизни организации, прилагая максимум усилий для ее процветания и успешной работы.

3. Подшкала «Нелояльное поведение»: меньше 14 — низкий уровень; 14–18 — средний; больше 18 — высокий.

Низкий показатель характеризует работника, готового в любой момент сменить организацию, в которой он работает, на другую при наличии более выгодного для него предложения. Такой работник не видит смысла надолго задерживаться в данной организации и не чувствует своих обязательств перед ней. В работе он может позволять себе допускать ошибки, опоздания, прогулы и проч.

Высокий показатель характеризует работника, следующего принятым организационным правилам и нормам, не допускающего со своей стороны противоправных действий и готового выполнять свою работу качественно. Такой работник не задумывается об уходе и несмотря на возможное наличие проблем связывает свое будущее с работой именно в данной организации.

4. Шкала «Организационная лояльность»: меньше 46 — низкий уровень; 46–57 — средний; больше 57 — высокий.

Низкий показатель свидетельствует о том, что организация не является для работника чем-то большим, чем временное место работы. Работник с низким уровнем организационной лояльности легко уходит из организации при возникновении проблем; он не видит причин разделять ответственность за ее неудачи, не чувствует необходимости участвовать в ее жизни и прилагать собственные усилия для более качественной, продуктивной работы и развития своей организации.

Высокий показатель говорит о том, что работник в целом предан своей организации. Он считает оправданным выбор данной организации, принимает и разделяет условия и требования работы в ней, стремится быть в курсе планов и проблем и участвовать в ее жизни и развитии. Такой работник ощущает себя ответственным за состояние дел своей организации и готов прилагать собственные силы для ее успеха и процветания.

5. Шкала «Профессиональная лояльность»: меньше 51 — низкий уровень; 51–63 — средний; больше 63 — высокий.

Низкий показатель свидетельствует о том, что специализация, область работы в организации не являются значимыми для работника. Он готов выполнять различные виды работ и не видит цели в совершенствовании себя в одной конкретной профессиональной области.

Высокий показатель говорит о стремлении работника совершенствовать себя и развиваться в своей профессиональной области. Среди главных задач у него — построение карьеры, становление себя как профессионала, повышение мастерства. Он стремится работать исключительно в своей профессиональной области, используя и оттачивая соответствующие навыки.

6. Шкала «Лояльность труду»: меньше 39 — низкий уровень; 39–57 — средний; больше 57 — высокий.

Низкий показатель свидетельствует о том, что для работника труд имеет лишь второстепенную, инструментальную значимость. В работе это проявляется в виде избегания дополнительных нагрузок, отлынивания от дел при появлении какого-либо повода, лени. Такой работник скорее предпочтет не работать, если будет обеспечен необходимыми для комфорта его жизни материальными и нематериальными благами.

Высокий показатель говорит о том, что труд — одна из важнейших ценностей для работника. Активная трудовая деятельность, работа являются смыслом и центральным компонентом в его жизни, он стремится быть полезным и задействованным в различных видах работ.

Результаты проведенного исследования в пос. Унъюган

В 2013 г. на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида „Ромашка“» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» проведено исследование особенностей проявления временной компетентности у работников с различной лояльностью к организации. В исследовании приняли участие 43 педагога. Использовались пять вышеперечисленных методик.

Было доказано, что чем выше у работников уровень лояльности к организации (по двум шкалам — «Гордость за организацию», «Профессиональная лояльность», методика С.С. Баранской), тем в большей степени у них проявляются самоконтроль времени, нацеленность на профессиональный рост, контроль своей жизни. Они более склонны к рациональному планированию своего времени, к самоконтролю, удовлетворены прожитой частью жизни, считают себя сильными личностями, обладают свободой выбора, могут принимать решения и нести за них ответственность.

И наоборот, работники с низким уровнем лояльности считают, что жизнь неподвластна человеку и все зависит от случая. Они не удовлетворены своим прошлым, а будущее для них не представляет никаких перспектив. У данных испытуемых слабо развит самоконтроль, для них характерна заниженная самооценка, они живут больше эмоциями, чем разумом, не умеют рационально использовать свое время и испытывают постоянный дискомфорт и эмоциональное напряжение.

Тест «Смысложизненные ориентации» (Дж. Крамбо, Л. Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева)

Цель методики — изучение смысложизненных ориентаций личности, составляющих основу образа «я».

Тест содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. В тесте жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении, и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных и добиваться результатов. Важной является соотнесенность элементов со временем.

Инструкция. Вам предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача — выбрать одно из утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр — 1, 2, 3 — в зависимости от того, насколько вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).

Бланк теста
№  3210123 
1Обычно мне очень скучно       Обычно я полон энергии
2Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей       Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
3В жизни я не имею определенных целей и намерений       В жизни я имею очень ясные цели и намерения
4Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной       Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
5Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие       Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
6Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться       Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
7Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал       Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
8Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов       Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
9Моя жизнь пуста и неинтересна       Моя жизнь наполнена интересными делами
10Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной       Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
11Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе       Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
12Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство       Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
13Я человек очень обязательный       Я человек совсем необязательный
14Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию       Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
15Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком       Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
16В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей       В жизни я нашел свое призвание и цель
17Мои жизненные взгляды еще не определились       Мои жизненные взгляды вполне определились
18Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни       Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
19Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею       Моя жизнь неподвластна мне, и она управляется внешними событиями
20Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение       Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3 2 1 0 1 2 3 в оценки по восходящей или нисходящей асимметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) — полюсу ее отсутствия. При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:

  • в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17;
  • в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Показатели теста включают в себя общий показатель осмысленности жизни (ОЖ), а также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два аспекта локуса контроля:

1. «Цели в жизни» — 3, 4, 10, 16, 17, 18. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера.

2. «Процесс жизни» — 1, 2, 4, 5, 7, 9. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. «Результат жизни» — 8, 9, 10, 12, 20. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. «Локус контроля — я» — 1, 15, 16, 19. Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями, о ее смысле. Низкие баллы — неверие в возможность контролировать события собственной жизни.

5. «Локус контроля — жизнь» — 7, 10, 11, 14, 18, 19. Высокие баллы говорят о наличии убежденности человека в том, что он контролирует свою жизнь, свободно принимает решения и воплощает их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

Смысложизненные ориентации

Смысложизненные ориентации — целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход.

Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным и в какой степени удовлетворен результатами, которые уже достиг.

Смысложизненные ориентации можно рассмотреть в двух аспектах. Во-первых, это те сферы жизни, в которых данный конкретный человек с наибольшей вероятностью может найти смысл своей жизни. Во-вторых, это связь смысла жизни с будущим, настоящим и прошлым человека. Смысложизненные ориентации отражают то, насколько в жизни человека присутствует значимая цель, в какой степени он считает процесс своей жизни насыщенным и интересным и в какой степени он удовлетворен теми результатами, которых уже достиг.

Смысложизненные ориентации формируются в социокультурной среде при усвоении социального опыта. Они проявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других аспектах сознания личности. Определяют выбор жизненного пути, потенциал человека в настоящем и будущем. Позволяют судить об осмысленности, насыщенности жизни. От этих ориентиров зависит не только существование конкретного человека, но и всего сообщества людей.