О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
В феврале 2015 г. Минобрнауки России были утверждены методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»). Нормативной базой для их разработки стали Федеральный закон от 29.02.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и протокол коллегии Минобрнауки России от 10.11.2014 № ПК-6вн.
В документе определены основные стратегические тенденции развития системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям и их родителям. В качестве основных задач развития выделены следующие:
- расширение содержания деятельности;
- увеличение охвата различных категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам и других);
- разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;
- приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов;
- психологизация образовательной среды.
Таким образом, развитие деятельности центров опирается на оказание унифицированной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, адресованной широкому кругу категорий воспитанников и учащихся.
СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Диверсификация (от лат. diversificatio – изменение, разнообразие; от сочетания слов diversus – разный и facere – делать) – стратегическая ориентация на разнообразие и разностороннее развитие деятельности.
В методических рекомендациях закреплена диверсификация региональных моделей оказания услуг психолого-педагогического, медицинского и социального профиля на базе центров.
Наряду уже со сложившейся моделью децентрализованной деятельности центров предлагается новая модель – централизованная. Она предполагает создание в регионе одного центра с сетью филиалов, которые распределяются с учетом специфики оказания психолого-педагогических, медицинских и социальных услуг в конкретном муниципальном образовании. Несомненным преимуществом данной модели является:
- стандартизация оказываемых услуг;
- гибкое варьирование профилизации подразделений (филиалов);
- оптимальное расходование бюджетных средств.
К недостаткам предлагаемой модели можно отнести проблемы, характерные для выстраивания любой монополии: отсутствие конкуренции и, как следствие, возможное снижение качества оказания услуг, а также выстраивание сложной иерархической системы управления центром.
Принятию решения о выборе одной из двух моделей функционирования центров должен предшествовать глубокий анализ специфики региона, опирающийся не только на оценку экономической целесообразности, но и на изучение потребностей жителей региона в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а именно:
- преобладающие категории детей, нуждающихся в помощи;
- территориальная расположенность центров;
- учет особенностей оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на базе других образовательных организаций.
Вместе с тем необходимо обратить внимание при принятии решения о выборе модели центра на кадровый потенциал учреждений, их оснащенность методическими и техническими средствами.
Большое внимание в методических рекомендациях уделяется организационным, нормативно-правовым и методическим вопросам деятельности центров. В них детально описаны роли и функции центров по ресурсному обеспечению инклюзивного образования детей с ОВЗ и по предупреждению детского неблагополучия.
В приложениях к рекомендациям содержится пакет документации, отражающий разные направления деятельности центра и позволяющий выстроить внутреннюю систему оценки качества оказания психолого-педагогических, медицинских и социальных услуг.
Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи имеют большое практическое значение для организации деятельности специалистов, т. к. они создают возможность для внедрения новых актуальных образовательных технологий и позволяют сделать работу центров упорядоченной и стандартизированной.