ещё
свернуть
Все статьи номера
5
Май 2015года
Актуальная тема

О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

В методических рекомендациях по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи закреплена диверсификация региональных моделей оказания услуг психолого-педагогического, медицинского и социального профиля на базе центров. Наряду уже со сложившейся моделью децентрализованной деятельности центров предлагается новая модель — централизованная. О плюсах и минусах данной модели читайте в статье.
М.В. Зиновьева, канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии ОАНО ВО МПСУ, Москва
А.В. Крупенина, канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной психологии ОАНО ВО МПСУ, Москва

В феврале 2015 г. Минобрнауки России были утверждены методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»). Нормативной базой для их разработки стали Федеральный закон от 29.02.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и протокол коллегии Минобрнауки России от 10.11.2014 № ПК-6вн.

В документе определены основные стратегические тенденции развития системы оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям и их родителям. В качестве основных задач развития выделены следующие:

  • расширение содержания деятельности;
  • увеличение охвата различных категорий детей (детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекунских семей, из семей в социально опасном положении, детей, склонных к поведенческим рискам и других);
  • разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения детей и их ближайшего окружения;
  • приведение условий сопровождения в соответствие с требованиями надзорных органов;
  • психологизация образовательной среды.

Таким образом, развитие деятельности центров опирается на оказание унифицированной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, адресованной широкому кругу категорий воспитанников и учащихся.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Диверсификация (от лат. diversificatio – изменение, разнообразие; от сочетания слов diversus – разный и facere – делать) – стратегическая ориентация на разнообразие и разностороннее развитие деятельности.

В методических рекомендациях закреплена диверсификация региональных моделей оказания услуг психолого-педагогического, медицинского и социального профиля на базе центров.

Наряду уже со сложившейся моделью децентрализованной деятельности центров предлагается новая модель – централизованная. Она предполагает создание в регионе одного центра с сетью филиалов, которые распределяются с учетом специфики оказания психолого-педагогических, медицинских и социальных услуг в конкретном муниципальном образовании. Несомненным преимуществом данной модели является:

  • стандартизация оказываемых услуг;
  • гибкое варьирование профилизации подразделений (филиалов);
  • оптимальное расходование бюджетных средств.

К недостаткам предлагаемой модели можно отнести проблемы, характерные для выстраивания любой монополии: отсутствие конкуренции и, как следствие, возможное снижение качества оказания услуг, а также выстраивание сложной иерархической системы управления центром.

Принятию решения о выборе одной из двух моделей функционирования центров должен предшествовать глубокий анализ специфики региона, опирающийся не только на оценку экономической целесообразности, но и на изучение потребностей жителей региона в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а именно:

  • преобладающие категории детей, нуждающихся в помощи;
  • территориальная расположенность центров;
  • учет особенностей оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на базе других образовательных организаций.

Вместе с тем необходимо обратить внимание при принятии решения о выборе модели центра на кадровый потенциал учреждений, их оснащенность методическими и техническими средствами.

Большое внимание в методических рекомендациях уделяется организационным, нормативно-правовым и методическим вопросам деятельности центров. В них детально описаны роли и функции центров по ресурсному обеспечению инклюзивного образования детей с ОВЗ и по предупреждению детского неблагополучия.

В приложениях к рекомендациям содержится пакет документации, отражающий разные направления деятельности центра и позволяющий выстроить внутреннюю систему оценки качества оказания психолого-педагогических, медицинских и социальных услуг.

Методические рекомендации по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи имеют большое практическое значение для организации деятельности специалистов, т. к. они создают возможность для внедрения новых актуальных образовательных технологий и позволяют сделать работу центров упорядоченной и стандартизированной.